-
Приключения чемоданчика
Уже год петербургский турист судится с авиакомпанией «Трансаэро» из-за своего потерявшегося чемодана в аэропорту Бангкока. Чемодан в итоге нашелся, но турист не хочет его забирать из Пулково, потому что за него надо платить таможенную пошлину. Эта история достаточно полезна для тех кто много путешествует и, следовательно подвергается риску утери багажа в процессе перелета
Владелец злополучного чемодана Константин Кондратов в прошлом марте летел из Таиланда с семьей: на четырех человек у них имелось 4 «места» общим весом 60 кг. По словам Кондратова, все четыре чемодана: свой – самый большой, весом 40 кг, плюс один женский и два детских – Кондратов поставил на ленту, за наклеиванием бирок, по его словам, не проследил, а по прилете в Петербург выяснилось, что на посадочном талоне, куда лепят наклейки с номером багажа, таких наклеек только три. А должно быть четыре. Вернее, выяснилось это только после того, как все чемоданы Кондратовых, кроме 40-килограммового, выползли на ленту конвейера. Что с ним стало – неизвестно. В итоге Кондратов с детьми отправился домой без чемодана.
На следующий день он приехал в Пулково и потребовал связаться с представителем «Трансаэро» в Бангкоке, пусть там ищет его багаж. Сотрудница «Трансаэро» сообщила, что представителя авиакомпании «Трансаэро» в Бангкоке нет.
- Во-первых, у гражданина наблюдался явный перевес багажа, - объяснил Online812 директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал. - Он считает, что нужно делить вес 40-килограммового чемодана на четверых, но мы так не считаем. Во-вторых, кто, как не он, должен был сосчитать количество квитков. В-третьих, мы готовы вести переговоры с пассажиром, чей багаж пропал, но нам нужно получить доказательства, что он был вообще, - а как это сделать, если нет квитка?
В итоге Кондратов написал письменную претензию, и 7 марта 2012 года, через два дня после прилета, его потерянный чемодан доставили в Пулково. Но Кондратову, который приехал в аэропорт, его не отдали. Выяснилось, что такой багаж оформляют как «несопровождаемый груз», а он должен проходить таможенные процедуры и облагаться пошлиной. Не очень большой – около ста евро за чемодан. Но Кондратов платить эти 100 евро отказался - дело, говорит, принципа.
- Это обычная практика, - объясняет Сергей Быхал из «Трансаэро». - Не мы ее придумали: таково таможенное законодательство. Если вещь летит без хозяина, ее необходимо растаможивать, но, хотя клиент и платит за это свои деньги, авиакомпания потом возмещает ему эти траты. Я не знаю, как выглядит эта процедура: подача заявления на возврат денег, и как быстро они поступают. Но порядок такой есть. И господин Кондратов свои деньги в любом бы случае не потерял.
Что об этом думают другие авиакомпании, Online812 спросил у представителя ГТК «Россия» Марины Пешехоновой.
- Если багаж утерян, то его досылка в случае обнаружения осуществляется в статусе несопровождаемого багажа, - подтверждает заявления коллег Пешехонова. - То есть он летит отдельно от пассажира. Правила таможенного законодательства определяют такой багаж, как «дополнительный», что подразумевает обязательное заполнение таможенной декларации, которую пассажиру должны предложить при обращении в службу Lost & Found. И если он ее заполнил, платить за растаможку не надо. Кроме того, я хочу уточнить, что для любой авиакомпании это слишком большая роскошь - держать в каждом зарубежном аэропорту несколько смен сотрудников. Так что ни в Бангкоке, ни на Гоа нет своих председателей ни у ГТК «России», ни у «Трансаэро». Есть агенты, с которыми у авиакомпаний заключены договоры. При выявлении причины утраты авиакомпания выставляет счет тому, кто потерял багаж. Это может быть и аэропорт. До этого момента все расходы, связанные с претензиями пассажиров и возвратом ему багажа (доставкой до двери квартиры), авиакомпании берут на себя.В общем, беда пассажира оказалась в том, что он не заполнил предварительную декларацию на потерянный багаж. Kорреспондент «Города» спросил в «Трансаэро», предлагали ли пассажиру Кондратову заполнить декларацию, когда он заявил о потере чемодана. Нет, ответили там, у нас же не было доказательств, что этот чемодан вообще имел место быть.
Вторая серия выяснения отношений началась, когда блудный чемодан добрался до Петербурга. По уверениям Кондратова, вес найденного чемодана не превышал 20 кг (а был, по его словам, 40 кг). Пассажир говорит, что из его чемодана исчезла купленная в Таиланде одежды и лечебный чай (чай, как пояснили таможенники, был признан «неизвестной травой» и уничтожен).
Поскольку пассажир платить за растаможку отказался, чемодан до сих пор находится в Пулково.
Кондратов обратился в суд, требуя от «Трансаэро» оплатить таможенные платежи плюс около 100 тысяч рублей за моральный ущерб, так как к страданиям больной матери, оставшейся без тайского чая, примешались страдания ребенка, который не смог поступить в школу, так как свидетельство о рождении находилось в пропавшем чемодане (его пришлось восстанавливать). А у жены Кондратова на почве переживаний возник нейродермит. Материальный ущерб за пропавшие вещи был оценен в 20 тысяч, судебные расходы – в 50 тысяч.
Однако суд признал, что наложение пошлины на потерянный багаж – вполне законно, и решил, что разграбление чемодана, если они и было, то не доказано. Вот если бы багаж исчез окончательно и супруги смогли бы это доказать, возврат денег за товары просчитывался бы по весу. В суде ответчики в лице авиакомпании говорили, что чемодан в принципе не мог весить 40 кило, его бы просто не взяли на борт или как минимум заставили бы платить за перегруз.
Сейчас Кондратов и его адвокат подали апелляционную жалобу.
Из разъяснений таможни
Если товары по какой-то причине не были доставлены в место доставки на таможенной территории одновременно с прибытием физического лица, они рассматриваются как прибывшие в несопровождаемом багаже. Физическое лицо на досылаемый из-за границы багаж должно подать предварительную таможенную декларацию. Один экземпляр предварительной декларации хранится в таможенном органе вместе с декларацией, составленной в отношении товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, другой экземпляр - у декларанта.
Рассказы из форумов
«SAS потерял мой чемодан в Хельсинки. Я заполнила в Хельсинки заявление на розыск багажа, уточнив, что дальше я еду в Петербург и мой багаж мне нужен именно в Петербурге. Тут меня спасла от дальнейших проблем девушка, которая принимала мое заявление, услышав слово «Россия», она вручила мне письмо от багажного департамента родного Пулково. Из нее я узнала, что если вы теряете багаж и границу с Россией пересекаете без багажа, ОБЯЗАТЕЛЬНО заполните таможенную декларацию! Иначе когда багаж найдется, и вы счастливый приедете за ним в Пулково, то вам не отдадут его просто так - вам придется платить пошлину из расчета 4 евро за кило.
В разъяснительной записке повелевалось заполнить две декларации (каждая в двух экземплярах) - одна на тот багаж, который все-таки остался с вами и второй комплект на утраченный багаж с перечислением содержимого. Но таможенники на Выборгской таможне имеют свое мнение - у меня приняли только декларацию с тем багажом, который ехал со мной, указав в комментарии номер багажного квитка на утраченный багаж. В Пулково я была единственная с заполненной на границе декларацией, все остальные которых я видела, платили пошлину.
Назад